Тропарь, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл
еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,
Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во
имя Господне.
Ин тропарь, глас 4:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни
сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних,
благословен Грядый во Имя Господне.
|
Кондак, глас 6-й:
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже,
Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен
еси, грядый Адама воззвати.
|
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.
|
Задостойник
Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите,
возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен
Грядый во имя Господа Спаса нашего.
Сегодня мы празднуем вход Господень в Иерусалим — одно из самых
грустных и одно из самых радостных вместе с тем событий из земной жизни
Иисуса Христа. Оно грустное потому, что Иисус Христос входил в Иерусалим
с великой славой, Его встречал народ, но входил Он не для того, чтобы
там еще больше прославиться, а для того, чтобы отдать Свою жизнь за
спасения людей, для того, чтобы пострадать и умереть. Но в то же время
это событие радостное, потому что очень многие люди, встречая Его в тот
момент, испытывали радость, которая выражалась и в том, что они держали
пальмовые ветви, и в том, что они постилали одежды на пути Иисуса, и
особенно эта радость была сильна в детях, которые, может быть, не
сознавали всего величия происходившего, но которые чувствовали своим
духом, своим сердцем, что Иисус Христос приносит им радость. И вот об
этой радости сегодня говорит нам апостол Павел в Послании к Филиппийцам,
которое мы только что слышали. Он говорит: «Братья, радуйтесь всегда в
Господе, и еще говорю — радуйтесь». Мы должны вслушаться в эти слова и
понять, что христианство с самого начала и до самого конца является
религией радости. Есть много других религий, в которых проповедуется
послушание Богу, страх перед Богом, которые учат людей любить Бога, но,
пожалуй, именно христианство является по-настоящему и в полной мере
религией радости. Это несмотря на то, что именно христианство — религия
воплотившегося Бога — вмещает в себя и весь трагизм человеческой жизни.
Об этой радости говорится на протяжении всего Евангелия. Когда Христос
родился, ангелы явились пастухам и сказали: «Мы благовествуем вам
великую радость». И затем, когда Иоанн Креститель проповедовал о Христе,
он говорил о себе как о друге Жениха, который радуется радостью Жениха.
Господь Иисус Христос в своих притчах неоднократно говорил о пути к
Богу как о пути радости. Вспомните притчу о жемчужине, когда человек,
найдя драгоценную жемчужину, продает все, что имеет, от радости, идет и
покупает эту жемчужину. Он не просто так продает все, что имеет, не по
расчету, не потому, что думает, что эта жемчужина будет стоить дороже,
чем все, что он имеет. Но он продает все от радости и покупает эту
жемчужину. Вспомните притчу о заблудшей овце, когда девяносто девять
овец не заблудились, а одна заблудилась. И пастырь добрый выходит на
поиск этой овцы и когда находит, с радостью возлагает ее на плечи свои
и, как говорит Господь, «бывает на небесах радости больше о спасении
одного грешника, чем о девяносто девяти праведниках». И вот даже в Своей
последней беседе с учениками на Тайной Вечери — мы очень скоро услышим
эту беседу, когда будем здесь слушать двенадцать Евангелий вечером
Великого четверга, — в этой последней беседе, хотя Христос предсказывает
ученикам о Своем страдании и о Своей смерти, но Он несколько раз
говорит им о радости. Он говорит: «Я хочу, чтобы моя радость в вас
пребывала, и чтобы радость ваша была совершенна». И Он говорит: «Сейчас
вы имеете скорбь, но скоро настанет время, когда вы не будете помнить
скорби от радости». И Он сравнивает эту радость христианина, познавшего
опытно Воскресение Христово, с радостью женщины, которая несет скорби,
когда готовится к рождению ребенка, но когда ребенок рождается, она уже
не помнит скорби от радости, «ибо родился человек в мир». И, наконец,
когда Христос воскрес, и мироносицы со страхом приходили ко гробу Его,
не зная, что они там обретут, и они увидели ангела, потом они встретили
Самого Христа, и они с радостью побежали и возвестили ученикам. И весь
подвиг апостолов, вся их проповедь о воскресшем Христе, она была
пронизана той же самой радостью, которой пронизано все Евангелие. И вот
такой должна быть и наша христианская жизнь.
В духовной жизни есть много трудов, и от нас требуется подвиг,
ежедневный подвиг работы над собой, ежедневный подвиг покаяния,
ежедневный подвиг верности Христу. Но весь этот подвиг плодом своим
имеет радость. И эта радость является не просто результатом подвига
христианской жизни, но она сопутствует этому труду, который мы ежедневно
полагаем для нашего спасения. Как преподобный Иоанн Лествичник в свое
книге «Лествица» говорит о радости покаяния. Он называет это
«радостотворным плачем». И он спрашивает, почему покаяние, которое
должно быть сопряжено со скорбью, приносит нам такую радость? Оно
приносит ее потому, что эта радость неземная, эта радость, имеющая мало
общего с тем весельем, которым веселятся люди в мире сем, когда они
придумывают для себя развлечения, а потом радуются, участвуя в этих
развлечениях. Но эта радость поверхностная, она скоропреходящая. И когда
она уходит, она оставляет в человеке ту же пустоту, которая в нем была
до того, как эта радость пришла. А та радость, которую дает Христос,
которую дает Господь, она остается в человеке навсегда, потому что это
не скоропреходящая земная радость, а это Сам Бог, Который вселяется в
человека, это тот духовный мир, о котором говорит сегодня апостол Павел:
«Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и
помышления ваши во Христе Иисусе. То есть это совершенно особый
сверхъестественный мир, который вселяется в сердце человека благодаря
Христу. А в этом мире, Христос тоже говорил своим ученикам на Тайной
Вечере, — «мир оставляю вам, мир Мой даю вам». И Он подчеркивал: «Не
так, как мир сей дает», — но совершенно особый духовный мир, который
приходит от Бога. И вот все это мы узнаем на собственном опыте в
христианской Церкви.
Мы вступаем в дни Страстной седмицы, когда вместе со Христом будем
переживать скорбь Его последних дней, когда будем шаг за шагом следовать
за Христом вплоть до Голгофы, до распятия, до того гроба, в котором Он
был погребен. Мы сойдем вместе с Ним душою во ад, куда Он сошел после
Своей смерти для того, чтобы вместе с Ним воскреснуть. Но эта скорбь
Страстной седмицы — она преложится в радость о воскресении Господнем, и
эту радость Господь даст нам ощутить в ночь Святой Пасхи, когда
произойдет то самое, о чем говорил Христос, что «жена, когда рождает,
терпит скорбь, но когда родит младенца, то уже не помнит скорби от
радости». И мы тоже не будем помнить скорби от той радости, которая
переполнит наши сердца.
И еще об одном хотелось бы сказать в связи с этой темой. Вся наша
жизнь земная состоит из скорбей, который перемежаются с радостью. Как
правило, скорбей в жизни человека бывает больше, чем радостей. Скорби —
это наш ежедневный крест, а радости приходят иногда. Испытания от Бога
приходят постоянно, а утешение приходит лишь в особых случаях. Но надо
понимать, что и время этой сегодняшней жизни нашей, время нашей земной
жизни — это тоже подготовка к жизни будущей, это тоже те скорби, которые
мы терпим здесь для того, чтобы потом «войти в радость господина
своего», для того, чтобы потом возрадоваться в Царствии Божием со всеми
святыми, где непрестанное ликование, где непрестанная радость о Христе
Иисусе. Будем помнить, что и Страстная седмица дана нам для этого, и вся
наша жизнь в Церкви дана нам для этого, и весь христианский подвиг,
который несем, все это для того, чтобы «войти в радость господина
своего», войти в радость Господа. Аминь.
Митрополит Илларион (Алфеев)
Нема коментара:
Постави коментар
Напомена: Само члан овог блога може да постави коментар.